Главная » Новости » В «Формуле-1» появился третий претендент на титул

В «Формуле-1» появился третий претендент на титул

Он сражается с двумя четырехкратными чемпионами на равных.

В общем зачете «Ф-1» сложилась занятная ситуация: после шести гонок у Себастьяна Феттеля из «Феррари», Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» и Даниэля Риккардо из «Ред Булл» по две победы. Причем последний уступает двум четырехкратным чемпионам по очкам только из-за столкновения с Максом Ферстаппеном (может случиться с каждым) в Баку и отказа мотора «Рено» на Гран-при Бахрейна. В остальном же австралиец убедил соперников качественным и безошибочным пилотажем в титульных притязаниях — теперь его на полном серьезе называют одним из претендентов на титул, несмотря на отставание от лидера первенства на 38 баллов.

«Борьба за титул идет между тремя командами, – выразил свое мнение Хэмилтон. – А Риккардо на данном этапе — лидер своей команды. Впереди длинный сезон, кто знает, возможно, им удастся выиграть еще больше гонок».

«Сражение и правда развернулось между тремя командами, – согласился Феттель. – И сезон очень долгий. Мы рады, что набрали очки [и сохранили преимущество]». 

Факторы, сделавшие австралийца претендентом на титул

В «Формуле-1» очень важна стабильность, и Даниэль лишь раз серьезно ошибся в 2018-м — неверно интерпретировал показания приборов во второй тренировке на Гран-при Австралии и превысил скорость под красными флагами. В результате его наказали потерей трех позиций на домашней гонке, но он все равно сумел финишировать впереди напарника, установил лучший круг и даже почти догнал к концу заезда троицу лидеров.

Еще одной мелкой помаркой стал бесславный конец противостояния с Максом Ферстаппеном на Гран-при Азербайджана. Там постоянные сражения на треке и в боксах закончились столкновением на стартовой прямой — и хоть непосредственно в аварии Риккардо виноват намного меньше напарника, однако он как старший товарищ должен был осознавать, кто ему противостоит и как все может обернуться.

В остальном же Дэн лишь снова и снова доказывал уникальные способности по выжиманию из себя и машины ста процентов возможностей в критически необходимые моменты. В Китае он по максимуму реализовал рискованную стратегию с мягкими шинами для финального отрезка гонки и совершил три обгона лидеров, а в Монако вовсе показал чудеса работы с резиной и удержал первое место даже после потери четверти мощности силовой установки. В этом весь Риккардо — каждая победа давалась благодаря идеальной капитализации предоставленных возможностей. Он невероятно хорош и безошибочен при пилотаже под давлением, с чем далеко не всегда справляются даже Феттель с Хэмилтоном. Да, в карьере Дэна были глупые аварии — например, в домашней квалификации в 2017-м — но в основном он избегал серьезных инцидентов. А для претендента на титул очень важно не влипать в неприятности (особенно вроде прошлогоднего инцидента между двумя лидерами в Баку).

С точки зрения машины все в относительном порядке: «Ред Булл» предоставил не самый мощный и надежный из-за проблем мотора «Рено» болид, но сцепление, генерируемое шасси, является лучшим в пелотоне. Также ни одно конкурирующее авто не взаимодействует с шинами на столь же высоком уровне — и в симбиозе со смелостью и аккуратностью Риккардо эффективность использования резины вполне может стать главным козырем «быков», открывающим море возможностей для агрессивных тактик. Тем самым на жарких трассах с высоким износом вроде Венгрии, Сингапура и Бразилии австралиец точно будет одним из главных фаворитов, как и на треках с более прохладной погодой (но еще большей нагрузкой на резину) вроде Мексики, Британии, Германии и Японии. Перечисленные семь Гран-при суммарно составляют почти половину оставшегося дистанции, так что при должном старании шансы на титул у Риккардо в самом деле есть.

Что может помешать

Силовая установка «Рено» по-прежнему находится на третьем месте в чарте мотористов — за четыре года французы так и не догнали «Феррари» с «Мерседесом» и подпустили к себе «Хонду». На Гран-при Канады «желтые» обещают обновить двигатель, но заявленное ускорение на 0,1 секунды с круга не позволит сразу же догнать на прямых всех конкурентов.

К тому же, использование обновленного мотора в полной мере может привести к штрафам. Заезд в Монреале станет всего седьмым по счету на чемпионате мира, но на болид Дэна уже установили по два комплекта силовых установок — так что поломка MGU-K в Монако ставит его на грань лимита компонентов уже сейчас. Поначалу «Ред Булл» оптимистично уверил всех в отсутствии необходимости замены кинетического рекуператора, но спустя неделю глава конструкторского отдела Эдриан Ньюи спрогнозировал неминуемое использование нового компонента ERS вкупе с потенциальным наказанием  – хоть регламент и позволяет австралийцу получить один такой и без отката в хвост пелотона. Но Дэна может ждать штраф в пять позиций в случае установки еще и новой батареи (на них распространяется более жесткое ограничение по две на сезон). 

В любом случае, соперники Риккардо в лице Феттеля и Хэмилтона пока что не получали даже второй силовой установки, а значит, в долгосрочной перспективе именно они являются безоговорочными фаворитами чемпионской гонки. Если немец с англичанином проведут остаток сезона без малейших ошибок или неожиданных штрафов, то Дэн так и не получит реальный шанс на победный «болт» именно из-за ненадежности французской продукции. Сейчас же ему остается только заниматься бухгалтерскими подсчетами, рвать на удобных треках и уповать на отбытие штрафов вкупе с минимизацией потерь на менее подходящих его машине — ведь с нынешней очковой системой математически выгоднее занять первое и десятое места, чем два пятых (или даже четвертое и пятое).

Фактор контракта

У Даниэля сложилась непростая ситуация с отсутствием соглашения на следующий сезон. Он пока не продлил отношения с нынешней командой и не раз объяснял, что хочет разобраться в расстановке сил в пелотоне и лишь потом выбрать между тремя лидерами Кубка конструкторов. По словам консультанта «Ред Булл» Гельмут Марко, Риккардо даже ориентируется на переговоры «Мерседеса» с Хэмилтоном, видимо, втайне надеясь на шанс в серебряном кокпите. Однако контрактная ситуация может здорово помешать притязаниям на титул.

Если австралиец отложит решение на конец осени, то все места в конкурирующих командах могут разобрать, оставив лишь вариант с продолжением карьеры в «Ред Булл» бок о бок с крайне амбициозным и высокооплачиваемым безбашенным молодым напарником. В таком случае титул будет крайне необходим уже к началу следующего сезонаЮ а то Дэн вполне рискует оказаться в роли Марка Уэббера из первой половины 2010-х.

С другой стороны, подписание контракта с «Феррари» или «Мерседесом» в разгар чемпионской гонки может негативно сказаться на мотивации «Ред Булл» – вряд ли в таком случае кто-то гарантирует 200-процентную отдачу от персонала. Но без напряжения всех сил каждого «быка» Риккардо не выиграет титул — так что его сезон рискует завершиться сразу после автографа на соглашении. Вряд ли ему удастся скрыть такое от собственного коллектива.

Какое бы решение ни принял австралиец летом — оно рискует оказаться неверным в конце осени. И в таких условиях за последние 10 лет никто не становился чемпионом.

Фактор Ферстаппена

Пока что в большинстве Гран-при сезона Безумный Макс самоустранялся и почти не мешал австралийцу, но вряд ли неурядицы голландца будут тянуться до бесконечности. Непредсказуемый пилот легко может вернуться в борьбу за первые места уже на Гран-при Канады (Франции, Австрии, Абу-Даби) и снова изменить расклад в чемпионате. Столкновение в Баку здорово навредило положению Риккардо в общем зачете, и еще один подобный инцидент его притязания на титул просто не переживут. Вместе с тем австралиец должен четко понимать, что Ферстаппен не станет ему помогать даже при отсутствии каких-либо собственных шансов — что-то может выйти лишь при удачном стечении обстоятельств под влиянием манипуляций с командного мостика (как на Гран-при Мексики-2016). В остальном голландец позиционирует себя лидером коллектива с третьей по размеру зарплатой в паддоке и уж точно не уберется с дороги по доброй воле.

Самые реалистичные ожидания могут касаться лишь новых «торпедирований» Максом Феттеля, а не самого Риккардо.

Фактор соперников

«Мерседес» и «Феррари» борются с одинаковыми по сути и разными по силе проблемами с перегревом и пузырением шин — причем Скудерия подхватила тот же симптом после перехода с прошлогодней короткой колесной базы на аналогичную немецкой длинную. Возможно, данное решение станет ключевой ошибкой в борьбе за оба титула, ведь «серебряные стрелы» уже примерно пять лет безуспешно бьются с проблемой износа покрышек при подобной концепции шасси. К тому же, итальянцы несколько лет подряд периодически проигрывают гонки из-за идиотских решений стратегов — и Риккардо вполне может воспользоваться неизбежными грядущими ошибками.

Однако оба соперника быстрее «Ред Булл» на прямых, и темпы сокращения разрыва между ними и «Рено» за последние годы вызывают уверенность в сохранении статуса кво и в 2018-м. Также у каждого болида есть свой набор свойств, изменяющийся под воздействием погоды и характеристик трека, и вряд ли один из инженерных штабов сумеет кардинально изменить расстановку сил к концу сезона. Потому исход борьбы за титул решит именно индивидуальная форма пилотов и мелкие внезапные случайности — а Риккардо уже целых семь раз доказал, что хаос — это его территория.

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Mark Thompson; REUTERS/Benoit Tessier; globallookpress.com/HOCH ZWEI