Главная » Новости » В «Формуле-1» появился альтернативный чемпионат. Шансы есть даже у аутсайдеров

В «Формуле-1» появился альтернативный чемпионат. Шансы есть даже у аутсайдеров

В нем Сироткин не последний.

Практически под каждой новостью или текстом о «Ф-1» особенно в последние сезоны комментаторы часто критикуют относительную предсказуемость современных Гран-при. Главной претензией является неизменность общего зачета: пилоты топовых команд фактически существуют в отдельной вселенной и почти не пускают в шестерку лучших представителей других конюшен. В таких раскладах виновато не только расслоение технического уровне болидов, но и очковая система, учитывающая исключительно занятую в гонках позицию. Все остальные достижения в виде отыгранных мест, успеха в квалификации и установленных быстрых кругов никак не влияют на чемпионские расклады и существуют лишь в статистических отчетах, теряя прикладную ценность.

Однако существует и альтернативный зачет, где учитывается все, что только можно. Там пилоты могут даже потерять очки за сходы или неудачные выступления, а шанс есть у каждого — даже гонщика на «Заубере».

Учет ведется официально

Очки распределяются в рамках собственного фэнтези-турнира «Формулы-1». Серия запустила его еще в конце апреля перед Гран-при Азербайджана, выкупив площадку PlayOn за 42,6 миллиона долларов. За первую же неделю существования чемпионат собрал более 50 тысяч игроков, а на данный момент их число преодолело 150 тысяч.

Да, в рамках онлайн-развлечения главным форматом считается соревнование людей между собой, но состояние зачета пилотов и Кубка конструкторов создало на редкость интригующее впечатление.

Кто же там лидирует?

В целом на первый взгляд таблица не так уж сильно отличается от реальной ситуации — по крайней мере, по пилотам из топ-5. Однако с шестого места начинаются интересные моменты: здесь Кими Райкконен не оторвался от преследователя почти вдвое, как в настоящем чемпионате, а выигрывает у Серхио Переса с Карлосом Сайнсом всего по 3 очка. Неподалеку находятся и Кевин Магнуссен с Шарлем Леклером — войти в топ-5 после Гран-при Канады может по сути кто угодно.

В виртуальном Кубке конструкторов тоже наблюдается намного более плотная борьба по сравнению с реальным положением дел.

Очень выделяется «Заубер», высоко забравшийся благодаря надежности Леклера, стабильно выжимавшего из болида больше его возможностей. В остальном же отрывы внутри топ-3 и между остальными командами намного меньше, чем в настоящем зачете, а ярко выраженные аутсайдеры отсутствуют как таковые — даже с неудачной машиной «Уильямс» еще не потерял шансы уйти с последнего места. В реальности же перспективы коллектива из Гроува выглядят с каждым Гран-при все сомнительнее.

Правила расчета очков

Здесь в кои-то веки перестали игнорировать квалификации: за вылет в первом сегменте пилот получает один зачетный балл, во втором — два балла, а за попадание в третий — сразу три. В то же время за первые 10 мест тоже премируют от 10 очков за поул-позицию и до одного за 10 строчку. Опередившим напарников парням выдают еще по два балла в качестве бонуса — а значит, только за победу в квалификации можно собрать 15 очков.

По результатам гонки тоже награждают не только стандартным набором «25 баллов за первое место, один балл — за десятое», но и различными бонусами. Например, быстрейший круг «стоит» пять очков, доведенный до конца заезд гарантирует один результативный пункт, опережение товарища по команде оценили уже в три балла, а улучшившие свои позиции получают по два пункта за каждую преодоленную строчку (с максимумом в 10 очков при финише в топ-10).

Также выдают бонусы и за успешные серии – по 5 и 10 очков за пять подряд попаданий в топ-10 квалификации и гонки для пилотов и за три подряд — для конструкторов, однако пока что эти правила не сильно влияли на расстановку — и по-хорошему их стоило бы отменить ради более справедливых результатов.

Любителей аварий безжалостно карают

Фэнтезийная очковая система хороша не только большим разбросом доступных бонусов, сохраняющих мотивацию для борьбы при любых раскладах, но еще и крепко бьет по «косячникам»-рецидивистам. Например, для не показавших времени в квалификации предусмотрен штраф в 5 баллов, для сошедших в гонке — в 15 баллов, а для дисквалифицированных — аж в 20. Так, например, Макс Ферстаппен из-за аварии в Баку и неучастии в квалификации в Монако до сих пор уступает по очкам не только топ-5, но и Леклеру с Магнуссеном и Сайнсом — даже несмотря на подиум в Испании.

Притом можно потерять очки еще и плохую езду: если пилот стартует из топ-10, но теряет позиции, то с его лицевого счета снимают по 2 очка за каждое проигранное место (но не более десяти). Если же он стартует во второй половине пелотона, но все равно уступает соперникам, то его штрафуют на 1 балл за каждую отданную строчку (с максимальным наказанием в полдесятка). Таким образом несмотря на огромное количество дополнительных очков ценность хороших результатов в виде попадания в топ-10 и на подиум сохраняется — но чемпионат не заканчивается и для аутсайдеров с получившими штрафы за перерасход разрешенных деталей болида. Практически у каждого участника заезда в любой момент времени остается доступный приз, за который можно сразиться — а значит, накал зрелища и сезона не спадет до самого последнего круга.

У пилотов одинаковые шансы на титул

Последний этап чемпионата на юге Франции в силу своей традиционности и необгонности внес значительные поправки в расклады в пользу фаворитов. Перед заездом на Лазурном берегу таблица выглядела намного интереснее.

В пятерку входили Серхио Перес и Шарль Леклер, превосходившие возможности собственных машин и потому включившиеся в чемпионскую гонку. Даже несмотря на невезение в Монте-Карло (гонку мексиканца уничтожила заминка на пит-стопе, а монегаск попал в аварию из-за отказавших тормозов и потерял очки), их примеры доказывают прелесть фэнтэзийной системы: она здорово оценивает выступления пилотов с меньшей поправкой на технику. Фавориты не наделены монопольным правом на топ-6, а личная форма и стабильный пилотаж решают сильнее средней езды на топовой машине.

Боттом-6 после Гран-при Испании

Боттом-8 после Гран-при Монако

Так благодаря отличным результатам можно здорово поправить положение и вернуться в борьбу — что и доказал Эстебан Окон после одного лишь финиша в топ-6 после сразу двух сходов. И да, Сироткин в данной системе координат не последний и выступает на уровне довольно неплохого Стоффеля Вандорна.

Многие фанаты не раз слышали фразы «для нас этот результат сродни поулу/победе», когда кто-то из середняков вроде Магнуссена занимал любое место выше седьмого в гонке или квалификации. И фэнтезийная схема распределения очков фактически делает этот штамп правдой: если пилот команды из подвала Кубка конструкторов обыграет всех конкурентов (и даже пару топов) — он мигом поднимется поближе к вершине таблицы и вмешается в борьбу за титул. У побеждающего гонщика всегда будет преимущество, ведь за первое место всегда дают больше очков, но следить за таким чемпионатом все равно намного интереснее: всего пара неожиданных сходов могут полностью изменить расклад.

С командами порядок более привычный, но и более зависимый от надежности и аварий. Альянс «Макларена» и «Хонды» и по фэнтезийной системе еле-еле выбрался бы из минусов даже без огромных штрафов на стартовых решетках. И пусть совсем без наказаний никак не обойтись (чтобы какой-нибудь условный «Мерседес» не ставил себе новый мотор на каждую гонку и не выигрывал за счет обгонов), схема распределения очков здесь явно лучше сбалансирована по сравнению с традиционной системой.

В конце концов, фэнтези — интересный полигон для обкатки всех возможных апгрейдов для организации чемпионата мира. И если американские владельцы «Формулы-1» из Liberty Media решатся что-то изменить в распределении очков, зрителям стоит сохранять спокойствие и подождать первых результатов, потому как нынешняя виртуальная версия (которую можно назвать «черновой») сходу создала вполне приемлемый уровень интриги, не навредив спортивной составляющей.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Thomas Melzer/imago