Главная » Новости » Вышел фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Великий голкипер в нем – бездушная машина по отбиванию ударов

Вышел фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Великий голкипер в нем – бездушная машина по отбиванию ударов

А мы еще ругали Козловского за «Тренера»…

С четверга в кинотеатрах начался показ фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», который запланировали еще в 2010-м, но с тех пор постоянно переносили. Если коротко:

– интерес к теме у кинокомпаний появился сразу после того, как Россия получила право на ЧМ-2018 (это случилось в декабре 2010-го);

– серьезно говорить о фильме стали с весны 2013-го, когда идею прокомментировал Владимир Путин. Президент ответил на вопрос о необходимости кинобиографии великого вратаря во время Прямой линии: «Вероятно, желание снять фильм о Яшине связано с ажиотажем, возникшим вокруг кинофильма о Харламове «Легенда № 17». В фильме речь шла не только о Харламове, но и о выдающихся тренерах, которые сделали нашу сборную такой и воспитали такого человека. Но Яшин – тоже одна из наших легенд. Фильм о таком человеке был бы востребован. Я подумаю об этом»

– уже через пять дней, 30 апреля, Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о съемках до 1 июля;

в августе 2013-го Минкульт объявил конкурс на лучший сценарий, фаворитом считалась заявка режиссера Карена Оганесяна (снял «Пять невест» и «Я остаюсь»), который уже утвердил на главную роль Максима Матвеева («Матильда», «Троцкий»; муж Елизавета Боярской) и придумал название – «Они играли за Родину»;

– Kremlin Film продюсера Олега Капанца («Гагарин. Первый в космосе») тоже участвовала в конкурсе Минкульта, но вела себя тише – подробностей было ноль;

– сценарий Оганесяна (его писал Илья Шиловский) не понравился семье Яшина. И Капанца тоже, но его команда пять раз переделала текст – и последний вариант вдова вратаря одобрила;

– к активным съемкам приступили только в 2016 году, сменив режиссера. Первый снял несколько сцен и не понравился продюсерам (причем до этого был еще один, но он снял только трейлер для Минкульта). Второй подошел – им стал Василий Чигинский («Первый после Бога», «Морской патруль-2 и тысячи рекламных роликов);

– денег постоянно не хватало: Минкульт выделил 60 миллионов рублей только на стадии постпродакшна. Зато поддерживал бывший премьер-министр и болельщик «Динамо» Сергей Степашин – он привлек знакомых бизнесменов (в титрах благодарят Алишера Усманова, Михаила Гуцериева и банк «ВТБ»), они накинули еще 300 млн;

– именно из-за отсутствия стабильного финансирования провалился план с выходом в год чемпионата мира. Премьеру назначили на 2019-й год, но к круглой дате – 90-летию Яшина (22 октября) не успели;

– Фильм вышел 28 ноября 2019-го, и этот дедлайн чуть было не сорвался: косяки группа исправляла за три дня до выхода. 

Что получилось в итоге: бездушный сценарий, средняя работа актеров, операторские штампы

«Лев Яшин» начинается со сбора вратаря (его играет 31-летний Александр Фокин, для которого это первый фильм в карьере) с дублем в Гаграх и охватывает всю его взрослую жизнь: от 1950 года и выхода вместо травмированного Хомича до награждения медалью Героя соцтруда за три дня до смерти в 1990-м. При этом фильм обходит стороной едва ли не главное событие в жизни вратаря, по которому его помнят и в России, и в мире: «Золотой мяч» – 1963. Сразу после критики за ЧМ-1962 следует часть с вызовом в Сборную мира осенью 1963-го, дальше – прощальный матч.

Вряд ли авторы забыли о «Золотом мяче» специально, пусть это будет сценарный ход. Проблема фильма в другом – это Википедия, сухие факты, переложенные в видео. Если вы знаете биографию Яшина хотя бы в общих чертах, идти на фильм нет смысла: не узнаете ничего нового. Если не знаете, смысла не прибавится: прочитайте Википедию и сэкономьте два часа.

Главные поступки Яшина за два часа – затащить невесту (ее играет Юлия Хлынина) в ЗАГС и предложить тост за Югославию, которую обыграли в финале Евро. В остальное время он просто плывет по течению жизни: мы видим человека с одинаковым выражением лица и отсутствием характера. Очевидно, что в жизни так не было, но в фильме голкипер именно такой. 

Нам намекают, что Яшин грустил после критики (уехал в деревню), любил жену (требовал идти в ЗАГС и много обнимал) и был хорошим человеком (объединил вокруг себя молодежь, когда победителем Евро тренировался с дублем). Но как это было сделано, через что именно он прошел, почему он не только великий игрок, но и человек, мы не понимаем – невозможно увидеть это, когда показывают только начальную и конечную точку. Невозможно оценить его возрождение без подробностей жизни 1962-1963 годов: как Бесков возвращал в футбол, как часами общался, как Яшин все равно не хотел, как провел идеальный сезон, вернулся в сборную, но после пропущенного гола медиа снова включили режим уничтожения, как сомневался уже сам Бесков, как после этого он тащил в финале Евро, а Бескова сняли за второе место.

Пытаясь объять необъятное, авторы упустили главное в фильме – живой человек превратился в бездушную машину по отбиванию ударов. Получилось, что все события происходят только из-за того, что Яшин – гениальный вратарь. 

Вероятно, сценарий без резких поворотов и интриг – результат сотрудничества с семьей Яшина. Вдова вратаря Валентина Тимофеевна сначала вообще отказывалась участвовать в обсуждении. Когда согласилась – в корзину отправились пять версий сценария. Из-за этого в фильме нет откровенных сцен: даже когда появляется намек – Лев бежит Валей по полю и настигает у стога сена, камера отворачивается от героев и направляется на закат. Говорят, именно эта ситуация не была согласована со вдовой, а ее внук Василий Фролов (он выступал консультантом и дублером актера, который играл его деда) испугался за реакцию бабушки.

Сумасшедших интриг нет во многих современных фильмах: и у Тодоровского в «Одессе», и у Идова в «Юмористе», и у Сайфуллаевой в «Верности». Но и без лихого сюжета они сняли фильмы, которым веришь. В атмосферу которых погружаешься, потому что актеры не играют, а живут.

В «Льве Яшине» именно играют. К средней игре добавляются операторские штампы. Например, момент первой встречи Льва и Валентины: она попадает в него снежком, подбегает, чтобы извиниться, но они цепляются взглядами, сразу же играет романтическая музыка, режим слоу-мо, камера сфокусирована только на них, поочередно она заглядывает то в его глаза, то – в ее, затем возвышается над ними. Штамп уровня Сарика Андреасяна, не хватает только купидончиков.

Когда нужно показать активные трибуны, режиссер крупно выхватывал несколько человек, которые предельно наигранно изображают спор и размахивают руками. Просто представьте задание «изобразить эмоция» на школьной самодеятельности.

Кажется, фильм пока не оценили зрители. Он проигрывает в прокате всем подряд

Те, кто понимает в футболе, зацепятся за ляпы. Например, после 1:1 в основное время в финале Евро команды почему-то ушли в раздевалку и получали указания тренеров, хотя в реальности перерыва перед дополнительным временем нет. Аргумент о том, что надо показать накал, принимается. Хуже другое: создатели исказили речь тренера Качалина и все события, которые могли происходить тогда в раздевалке.

Сравните.

Как это действительно было в 1960-м (из воспоминаний самого Яшина): «В раздевалке во время перерыва мы сидели унылые и молчали. И вдруг совершенно неожиданно заговорил Андрей Петрович Старостин: «Ну, чего голову повесили? Вы же прекрасные футболисты, большие мастера, и доказывали это много раз, причем совсем недавно. Неужели вы не видите, что сильнее их? Во всем! А счет 1:0 — это же пустяк. Снимите с себя оковы, поднимите голову, поверьте в себя. Больше от вас ничего не требуется, вы обязательно выиграете!» На поле мы вышли совсем другими».  Уже закончив карьеру, Яшин говорил, что никогда больше не слышал подобную речь: после нее команда завелась и обрушила мощное давление на соперника».

Или перед началом матча (об этом рассказывал Виктор Понедельник): «Почти перед выходом в туннель слово взял начальник команды Андрей Старостин: «Ребята, вас собрали в сборную почему? Потому что вы показываете лучшие качества в клубах. Так покажите сегодня лучшие качества, мы от вас больше ничего не требуем. И победа будет за нами». А через паузу добавил: «И Карфаген будет разбит».

Как это в фильме: «Достаньте эту гребанную победу. Ваши имена впишут золотыми буквами в историю мирового футбола».

Два истеричных предложения – и больше ничего.

Кто не заметит подмены и не понимает в футболе, тоже вряд ли впечатлится. В фильме не объясняют, почему победа так важна (принципиальный соперник из-за политики, после поражения как раз от Югославии в 1\8 финала ОИ-1952 распустили «Команду лейтенантов» и сборную СССР). И даже поступки, которые хоть как-то характеризовали бы Яшина, остаются необъясненными. Неподготовленный зритель не поймет, почему отказ от контракта с «Реалом» – нечто выдающееся. Просто потому, что зрителю не говорят, ни что такое «Реал», ни какая зарплата у Яшина, ни какие премиальные команда получила за ту победу.

Матч с Югославией показан стильно: его снимали в болгарском Пловдиве, а дальше стадион дорисовывали. Ночь, дождь и винтажные рекламные щиты сделали атмосферу. Московский футбол (снимали в России, но стадион «Динамо» рисовали) – кошмар. Достаточно одного примера: на всех общих планах трибуны размыты. Там будто сидят люди, но они заблюрены. Если играли в FIFA-2005, точно понимаете о чем речь.

Когда нужно показать, что люди все-таки живые, подключается крупный план с наигранными эмоциями. Нужен тренер – вот он на фоне стены, явно не на стадионе, а скорее на хромакее.

Передвижения футболистов сняты лучше трибун, но до «Движения вверх» и «Тренера» им далеко. Хотя бюджет фильма Козловского больше всего на 30 млн рублей: 390 млн против 360.

За первые два дня проката «Лев Яшин» собрал 10 млн рублей и на момент выхода текста уступает мультфильму «Холодное сердце-2» (182 млн – здесь и дальше сумма за эти четверг-пятницу), детективу «Достать ножи» (17 млн, вторая неделя проката), спортивной драме Ford против Ferrari (11 млн, третья неделя проката) и видеоверсии концерта Аллы Пугачевой (11 млн, пятая неделя проката). Еще раз: на Пугачеву и «Достать ножи» даже не на первой неделе идут охотнее, чем на футбол.

За первые выходные «Тренер» Козловского собрал 315 млн рублей и 820 млн в итоге, отбив затраты на производство (половину забирают кинотеатры). У «Льва Яшина» такие суммы наберутся чудом. 

Минкульт деньги назад не попросит – их дали на фильм безвозвратно. Усманов, Гуцериев и «ВТБ» обратно не получат– просто потому, что кино не отобьется. 

Главное – семье понравилось.

Что почитать о Яшине вместо фильма: 

Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев; трейлер фильма