友情链接: MBA论文 本科毕业论文 手机在线观看伦理片 good影音网 三级伦理片 三级电影 真人游戏下注网 真人游戏评级 真人游戏评级网 真人游戏导航 真人游戏导航网 真人游戏试玩 真人游戏免费试玩 真人游戏手机版 真人游戏手机版下载 真人游戏app 真人游戏安卓版 真人游戏苹果版 真人游戏二十一点 真人游戏21点 真人游戏骰宝 真人游戏客户端 现金网 澳门现金网 真人游戏ag客户端 真人游戏bbin客户端 真人游戏app下载 真人游戏ag下载 真人游戏客户端下载 真人游戏免费注册 真人游戏免费开户 真人游戏会员注册 真人游戏会员开户 真人游戏开户注册 真人网页游戏 真人游戏优惠活动 真人游戏手机开户 真人游戏手机注册 真人游戏登陆 真人游戏登录 真人游戏登陆网址 真人游戏登陆网站 现金网 澳门现金网 真人游戏手机登陆 真人游戏手机登录 真人游戏在线客服 真人游戏充值中心 真人游戏充值平台 真人游戏立即注册 真人游戏立即开户 真人游戏马上开户 真人游戏马上注册 真人现金 真人现金网 真人现金网站 真人现金网址 真人现金官网 真人现金官方网站 真人现金官方网址 真人现金赌场 真人现金开户 现金网 澳门现金网 真人现金注册 真人现金平台 真人现金开户平台 真人现金注册平台 真人现金游戏 真人现金游戏网 真人现金斗地主 历史图片 最新搞笑图片 清纯美女生活照 性感美女图片 美女图片大全 美女诱惑
Как в СССР изображали спорт: от богостроительства до китча | Спорт Экспресс
show_banner('240x400'); //размер баннера ?>
Главная » Новости » Как в СССР изображали спорт: от богостроительства до китча

Как в СССР изображали спорт: от богостроительства до китча

Профессор Бристольского университета Майк О’Махоуни написал книгу о визуализации спорта в советском искусстве (на ней основан этот текст). По не самой узкой, но и не магистральной теме британец безупречно воссоздает контекст советской эпохи – от энтузиазма 20-х до постбрежневского абсурда. Так палеонтолог восстанавливает облик динозавра по единственной косточке.

«Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног»

Советское в последние годы копируется так интенсивно, что мы не задумываемся о том, что создать эстетику новой цивилизации за десять лет невозможно. Для автора это очевидно.

Полные революционного азарта советские идеологи, в частности, Луначарский, в 20-е и 30-е годы занимались богостроительством, то есть созданием нового человека и мира вокруг него. Пророком, воскресшим после покушения, стал Ленин. Мавзолей — это мощи безо всяких иносказаний. Физкультурные и военные парады на площадях — крестные ходы, участники одновременно и зрители. Самые изобретательные снимки парадов, как и Беломорканала, сделал гений русской фотографии Александр Родченко.

Дивный новый мир искал женское начало. В 1932 году художник Александр Самохвалов, ученик Петрова-Водкина и специалист по русской иконописи, представил картину «Девушка в футболке», которая впоследствии получила два неофициальных названия: «Советская Мадонна» и «Советская Джоконда».

 

По всем художественным критериям «Девушка в футболке» — икона. Бледные краски Самохвалова приближают ее к фреске, художник намеренно создает ощущение древности. Свет, падающий на фигуру, очень насыщен, а его источник — фон, то есть девушка как будто выходит из сияния. Внешность модели индивидуальна и типична одновременно, тоже признак иконы. Само слово «девушка» в названии свидетельствует об обобщении. Полосатая футболка — явный атрибут физкультурницы. В иконописи есть канонические одеяния святых, например, верблюжья шкура Иоанна Крестителя.

Итак, мы узнаем, что нового советского человека создал не «Капитал», а Рублев. Майк О’Махоуни использует оксюморон «секуляризация икон». 

Важно помнить, что «Девушка в футболке» — физкультурница. Адепты новой религии разделили физкультуру (укрепление здоровья) и спорт (зрелищное состязание). Велась знакомая по свежим саудовским новостям полемика: признавать ли просмотр футбольного матча социалистическим видом досуга? Все реакционные религии консервативны одинаково.

В 1937 году футбол включили в программу физкультурного парада на Красной площади, но чтобы Сталин не заскучал и не приказал прервать встречу, команды разыграли постановочный матч с семью голами. Идея приручить футбол так понравилась партии, что всерьез рассматривалась возможность перенести матчи со стадионов на центральную площадь и разыгрывать постановочные турниры, где наши побеждают ненаших. Помните, реконструкцию Карфагенской битвы в фильме «Гладиатор»? Это только первая аналогия с античностью и еще один советский оксюморон – «срежиссированная спонтанность».

Культ вратаря

Красная религия возвела свои храмы. «В эпоху средневековья все жители какого-нибудь города объединялись ради строительства собора. В Москве люди объединились ради строительства метро», — написал в 1937 году английский политик и публицист Э.Д.Саймон.

Художник Александр Дейнека, известный спортивными полотнами, в эскизе оформления станции «Павелецкая» изобразил вратаря. Проект отклонили, но характерно включение спортсмена, причем конкретного амплуа, в советский пантеон.

Часто пишут, что в 30-е чувствовалась неизбежность большой войны. В этой обстановке в Союзе родился супергерой — футбольный вратарь. Мирное ремесло обманчиво. Это повседневный костюм поверх супергеройского трико.

В 1927-м Юрий Олеша публикует повесть «Зависть». Главный герой Володя Макаров — юный голкипер. Его команда играет против немцев. «Он падал в виде цветной бумажной бомбы. Неприятельские форварды бежали на него, но в конце концов мяч оказывался высоко над боем». О’Махоуни замечает, что товарищеский матч описан военной терминологией.

Вратарь становится защитником границы и нации. Античным полубогом с узкой зоной ответственности.  

В 1929-м в ленте «Человек с киноаппаратом», которая считается лучшим документальным фильмом в истории, Дзига Вертов тоже изображает вратаря.

В 1934 году тот же Дейнека пишет масштабную картину «Вратарь». Зритель располагается за спиной голкипера, как бы под его защитой. В 1936-м по сценарию Льва Кассиля снят фильм «Вратарь» про самоучку Антона Кандидова, который противостоит команде «Черные быки» (подразумеваются фашисты). В конце игры вратарь отражает пенальти, сам подхватывает мяч и забивает победный гол. Метафорически пограничник из обороны переходит в атаку и побеждает.

 

Еще более манифестирующий милитаризм в песне Дунаевского и Лебедева-Кумача: «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот! Ты представь, что за тобою полоса пограничная идет».

В 1938 году Иосиф Чайков для Всемирной выставки в Нью-Йорке перерабатывает свою скульптуру «Футболисты», созданную в миниатюре еще за десять лет до того. Изначально скульптура изображала защитника, который в подкате пытается отобрать мяч у соперника. Но по моде 30-х Чайков одевает нижнего игрока в свитер и перчатки, превращая его во вратаря. Заметно, что композиция нетипична для единоборства голкипера и форварда. Даже в фильме «Вратарь» Кандидов бросается в ноги соперникам руками.

Тем не менее из-за сложной архитектуры (держится только на двух опорных точках) и виртуозного исполнения (трехметровых футболистов изготовил лучший литейщик Союза) скульптура стала советской классикой. Ее установили в сквере у Третьяковской галереи и поместили на кубок чемпиона СССР по футболу (а потом и России). 

Советское искусство 30-х постулирует: вратарь — не только тот, кто стоит в воротах на футбольном поле; пограничник — не только тот, кто ходит в дозор вдоль контрольной полосы. Каждый гражданин Советского Союза — вратарь и пограничник.

Как часто бывает, после заката империи пафосная метафора выродилась до омеги. В белорусских магазинах продается водка «Голкипер»: на этикетке хоккейный вратарь защищает Холмские ворота Брестской крепости.

Кинг-Конг убивает фашистов

Самая известная картина Александра Дейнеки — «Оборона Севастополя». Адаптировать типичную вратарскую позу под батальную сцену было бы комично, поэтому художник скопировал игровой момент из другого вида спорта. В 1935 году Дейнека путешествовал по США и написал бейсболиста в момент удара, точь-в-точь как матрос с гранатой.

 

Задний и передний планы «Обороны» сливаются. В 1933-м в американский прокат вышел «Кинг-Конг», и Дейнека, вероятно, видел, как гигантский примат уничтожает самолет (хотя бы на афише), поэтому логично предположить, что исполин-матрос не только борется с врагами на переднем плане, но и атакует немецкий истребитель.

Господство

После войны началась борьба за мировое первенство, и спорт — именно состязательный спорт, а не физкультуру — сочли релевантным мерилом.

Советские делегации отказывались от убеждений двадцатилетней давности и резко протестовали, когда президент МОК предлагал исключить из программы игровые виды спорта, чтобы вернуться к олимпийским истокам. После смерти Джугашвили в советской политике поменялось многое, но не курс на мировое доминирование в спорте.

На Олимпиаде-52 в Хельсинки советские атлеты взяли девять золотых медалей в гимнастике, особенно успешно выступили украинские спортсмены. В 1955 году украинская же художница Татьяна Яблонская написала картину «Утро». Девочка лет десяти занимается гимнастикой, судя по позе, она выполняет строгое тренировочное упражнение.

Прическа девочки и убранство комнаты подсказывают, что гимнастка, скорее всего, украинка. Национальность важна, потому что в послевоенном СССР нерусские народы официально считались вторичными. Знаменитый тост Сталина в мае 1945 года: «Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Вторая декларация картины «Утро» — спорт высших достижений для страны важнее физкультуры.

Спортсмены автоматически превращались в инструмент международной политики, и речь об энтузиазме 20-х уже не шла. Это настроение точно выразил Дмитрий Жилинский в картине «Гимнасты СССР», написанной в 1965 году. «На лицах спортсменов внутреннее противоречие. Это первое антигеройское изображение спортсменов в советском искусстве», — пишет О’Махоуни.

 

Картины Жилинского часто сравнивали с ван Эйком (у которого даже женщины похожи на Путина). Как и до войны, с мускулатурой у гимнастов все в порядке. Впрочем, хилыми в Союзе рисовали только инакомыслящих стиляг и конченных алкоголиков, идейно близкие хулиганы всегда были амбалами.

Гимнасты статичны, очевидно, у них нет личного порыва заниматься спортом, они подходят к снарядам только по команде. На картине сразу три тренера, и они, скорее, надзиратели, чем наставники. Недаром и охранников в советских лагерях, и тренеров официально называли инструкторами. Мы видим суровых работяг, а не новых советских людей. В 30-е на угрюмых тружеников не пожалели бы разве что свинца, а бронзу и краски на такие типажи не выписывали.

Гибель империи

Как в 30-е чувствовалась неизбежность войны, так в позднем Союзе художники понимали, что живут в империи и несколько глумливо, но остроумно рифмовали свои работы с античностью. Заявили о себе соц-арт и китч.

Борис Орлов в 1978 году создает пародию на советский плакат «Динамовка», физкультурницу с имперским бюстом. В опять же пародийной «Аллее героев» он собирает советские архетипы, все на одно лицо: матрос, функционер, космонавт, шахтер, хоккеист и так далее. В 1982-м он пишет альтернативный пьедестал, который занимают пиво, водка и портвейн.

Гриша Брускин для серии «Коллекции археолога» создавал скульптуры словно из советских парков, искусственно их старил, крушил и закапывал, чтобы получить иллюзию археологических находок, отрытых из руин мертвой цивилизации. Леонид Парфенов называет это «советской античностью», и серия Брускина буквально иллюстрирует его слова.

Брускин экспонировал работы, лежащими в раскопах с табличками, воткнутыми в землю, и характерным местным освещением. Среди прочего он создал скульптуру с отбитой головой и конечностями, одетую в шорты и майку с буквами СССР на груди.

Будь это не спортсмен, а спортсменка, скульптуру можно было бы назвать советской Венерой и закольцевать ее с Мадонной Самохвалова, но там мужской силуэт. Хотя одна петля все же получается: Страна Советов как мировая держава начиналась с вратаря-пограничника и заканчивалась строчкой «Границы ключ переломлен пополам».

***

Мой телеграм-канал с историями из книжек, а не пабликов. О кино, литературе, спорте, ошибках переводчиков. 

Фото: research-information.bristol.ac.uk (1)

show_banner('240x400'); ?>