Главная » Баскетбол » Джон Стоктон нашего времени. Крис Пол решит этот сезон в НБА

Джон Стоктон нашего времени. Крис Пол решит этот сезон в НБА

Или не решит.

Прошлым летом баскетбольный интернет заколебал этой картинкой.

Крис Пол и Джеймс Харден, два примерно однотипных разыгрывающих, объединились в «Рокетс», решив зачем-то продублировать уникальный функционал доминирующего на мяче плеймейкера. Никогда еще главный баскетбольный стереотип «Мяч всего один» не формулировался более очевидным и более радикальным образом. Появившись перед журналистами, даже Пол в первый раз в жизни пошутил: «Что мы делали на встрече? Там был мяч. Мы за него дрались».

За этот год «Хьюстон» раз и навсегда доказал, что взаимодействие суперзвезд упирается исключительно в их желание.

Ну и в планомерную успешность процесса.

«Рокетс» дошли до финала конференции на одном дыхании – взяли 65 матчей, выдали два «джентльменских выноса» в плей-офф, подарили много игрового времени основным людям из обоймы и натолкнулись на единственную проблему в секретных коридорах Staples Center.

На таком благостном фоне просто не из-за чего конфликтовать. (Хотя они все равно умудрились подарить пару побуждающих к спекуляциям видео).

Но в картинке есть кое-что еще.

Близость Хардена и Пола не ограничивается их баскетбольными привычками. Еще больше общего у них в устоявшемся образе. Они не только любят подолгу возиться с мячом и контролировать атаку. Не только собачьим взглядом ищут глаза судьи. Не только забавно валятся на паркет при первой же возможности.

И Харден, и Пол подошли к этому противоречивому союзу в качестве таких вроде бы переоцененных звезд. Они постоянно фигурировали в разговорах об MVP, включались в символические пятерки, подтверждали право на это отдельными матчами, статистикой, результатами в «регулярке», много рассуждали о самих себе. Но в самый важный момент куда-то пропадали. Их провалы складывались из множества причин, среди которых их собственная игра была далеко не самым значимым фактором, но сопутствующие обстоятельства (говнистость у одного, сибаритство у другого) все равно подводили к тому, что отделять их от поражений ни в коем случае нельзя. На закрытой вечеринке с участием 100 лучших игроков НБА оба совершенно точно не стояли бы потерянными в углу с мыслями «Как мы сюда попали?!». И все же разочарования от игры обоих, от того, как последовательно слабо они выглядели в ключевых сериях своей карьеры – это центральная эмоция для них на данный момент.  

Их союз до сих кажется противоестественным. Неуравновешенный субъект с манией все контролировать и сидящий на легких наркотиках интроверт могут столкнуться лишь в приемной у психотерапевта.

И все же каким-то необъяснимым образом они нашли друг друга. Словно никто больше в мире не смог бы постигнуть их боль и смятение, как баскетбольный двойник, постоянно оказывающийся в похожих обстоятельствах.

Харден и Пол – это такие Сэм Шикаски и Сьюзи Бишоп из «Королевства полной луны». Сирота, ставший изгоем среди других бойскаутов из-за непростого характера, и замкнутая неуравновешенная девочка, живущая мечтами о других вселенных, сбегают от не понимающего их мира. И все, что было до серии с «Уорриорс» – это милые прогулки по лесам и полям, купания, познание друг друга, инвентаризация багажа, любовь.

Угу, любовь.

Финал конференции – та встреча с бойскаутами, которые пытаются вернуть их обратно, вернуть их в мир унижения и разочарований. Тот самый момент, когда неуравновешенная девочка достает ножницы и расчищает путь.

(Состоит ли цель этого поста в том, чтобы пинать  Криса Пола в каждом абзаце и называть его неуравновешенной девочкой? Возможно, возможно, я еще не решил).

Несмотря на общее благоденствие, уже хорошо заметно, ради чего Харден и Пол решили продублировать друг друга. Как и любое объединение звезд (имени Гарнетта, Леброна или Дюрэнта), их случай говорит о признании собственной уязвимости – признании самим себе, что их игровой стиль, их доминирующая роль, их статус разыгрывающего в качестве первой звезды имеет имманентные недостатки, которые мешают выйти на более высокий уровень. Союз с собственным двойником – это такой способ приумножить свои силы и при этом не изменять себе (тьфу на тебя, Кевин «разлюбивший героический баскетбол» Дюрэнт).

Серия с «Ютой» – идеальная демонстрация этого.

Баскетбол «Хьюстона» при его эффективности дико предсказуем. И Харден, потерявший чудесное, но нелогичное умение попадать треху через руку, едва опять не подвел.

Вот тут и пришло время Пола, он обнаружил новое измерение в игре «Рокетс».

В этом сезоне Пол всячески старался замаскироваться под Хардена без бороды. Он выбросил 379 трехочковых, больше, чем когда-либо в карьере, хотя и провел всего 58 матчей. Он уменьшил количество средних – лишь 3,1 за матч, что является наименьшим показателем за всю карьеру. Средние броски составили лишь 22% от общего количества попыток – меньше он бросал лишь в своем первом сезоне.

Но в серии с «Ютой» он доказал, что у него своя стать.

 «Сан-Антонио» сумел победить «Хьюстон» в прошлом сезоне, когда акцентированно защищался в тех зонах, куда атакуют «Рокетс» – «Сперс» держали «больших» глубже под щитом и закрывали периметр.

«Юта» решила действовать так же. После пик-н-роллов их «большие» отходили назад, а маленькие обегали заслоны с внешней стороны и заставляли игроков с мячом идти в некомфортную зону.

Но там, где в прошлом году Харден не решался бросать со средней и продолжал переть под щит, появился Крис Пол, маэстро джампера. В отличие от коллеги, он совершенно не комплексовал из-за неэффективности, математической слабости и прочей несовременности, а поливал из района границы трехсекундной по полной.

За первые четыре матчей второго раунда Пол совершил 22 броска со средней (5,5 за игру) и положил 12 из них. Еще несколько попыток просто не зафиксировались в качестве средних, так как были совершены уже в «краске», хотя по сути ничем не отличались.

Это и оказалось разгадкой для защиты «Юты» и нивелировало присутствие Руди Гобера как сколько-нибудь существенного фактора.

Пол показал лучший матч карьеры в решающий ее момент. 41 очко (8 из 10 трехочковых), 10 передач, ни одной потери.

Заметив/зная, что его товарищ не готов/сливается, разыгрывающий сделал символический шаг через пропасть, перед которой всегда раньше замирал – он набрал 20 очков в последней четверти и так или иначе приложил руку к последним 18 очкам, набранным «Рокетс». Крис Пол переходом в «Хьюстон» признал себя второй звездой команды, но вот здесь для него словно было принципиально, чтобы он прошел этот критический отрезок сам, а не чтобы его перенесли на руках партнеры, чтобы при преодолении рубежа он выдал историческую игру.

И это важно. Это запомнится. Это важнейший штрих к биографии.

Нужно понимать, что историческое место Пола даже в 33 еще не вполне определенно.

В начале карьеры Пола всегда сравнивали с Айзейей Томасом.

Идеальный разыгрывающий. Одинаково полезный на обеих сторонах. Одинаково способный набирать очки и раздавать передачи. Любящий подключать партнеров, но в какой-то ключевой момент умеющий брать ответственность на себя. Обладающий милой улыбкой и набором подлых трюков.

На Пола надели корону «Point god»’а и считали годы, которые потребовались Томасу, чтобы умерить эго, перестать делать кошмарные ошибки в плей-офф, обрести достойную команду, накачать партнеров уверенностью и донестись до титула. Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть… Этот срок давно прошел, а новоявленный «божественный разыгрывающий» не только насобирал в плей-офф приличное количество косяков, прососов и разнообразных затмений, так еще и превратился в неуместный атавизм, так как баскетбол за это время изменился и доминирующие на мяче разыгрывающие перестали вызывать какую-либо симпатию.

На самом деле, Пол уже давно катится совсем по другой колее.

Эта колея – не короткого пика, а многолетнего топового уровня.

Это колея – не запредельного атлетизма, но умного, считывающего площадку баскетбола. После операций на коленях Пол гораздо в большей степени полагается на голову, чем на ноги.

Эта колея – не связана с успехами в плей-офф, но демонстрирует убийственную статистику.

Эта колея – общепризнанно лучшего разыгрывающего, который во время пика карьеры постоянно оказывается позади вроде бы уступающих ему, но более удачливых первых номеров.

Эта колея – идеального, пусть и устаревающего разыгрывающего, классического разыгрывающего.

Короче, эта колея – Джона Стоктона. С небольшой поправкой на то, что классика во время Стоктона – это короткие трусы и первостепенная нацеленность на передачу. А классика в наши времена – это сержантские замашки, доминирование разыгрывающего на мяче и создание возможностей для партнеров.

Джон Стоктон тихо выбивал свои цифры в висящей на вершине Запада «Юте» и пропадал в тени Мэджика, Кевина Джонсона, Гэри Пэйтона, даже Тима Хардуэя. Чтобы выпрыгнуть под старость лет в финалы 97-го и 98-го.

Крис Пол претендовал на другую судьбу, мог получить приз MVP – как показывает этот сезон, получил бы как минимум два, окажись у правильного тренера в нужное время – всегда был первой звездой, но точно так же пропадал в тени Карри, Тони Паркера, Уэстбрука, даже Роуза. Чтобы постараться выпрыгнуть под старость дальше второго раунда.

Заглянем на секунду в пирамиду.

1. Мэджик Джонсон

Пять титулов, шесть проигранных финалов, 3 титула MVP, незавершенный спор с Джорданом.

2. Боб Кузи

Шесть титулов, MVP, неофициальное, но общепризнанное звание первого баскетбольного Гудини, человека, который научил всех, что баскетбол – это зрелищно.

3. Стеф Карри

Два титула, один проигранный с травмой финал, 2 приза MVP, неофициальное, но общепризнанное звание лучшего снайпера в истории.

4. Айзейя Томас

Два титула, один проигранный с травмой финал, первый разыгрывающий, взявший чемпионство в качестве первой звезды, чемпион по дракам среди первых номеров с большим отрывом.

5. Оскар Робертсон

Титул, трипл-дабл в среднем за сезон и куча других регалий, который сейчас уже непонятны или дискредитированы Уэстбруком.

6. Джейсон Кидд

Титул, два проигранных финала, куда он затащил команды в одиночку, мог бы стать MVP, если бы не жил в эпоху доминирующих гигантов (и умел бросать).

7. Стив Нэш

Два MVP, один разбитый нос, подошел к финалу на расстояние одного корявого бросочка Рона Артеста.

8-9. Стоктон/Пол

Красивые цифры, красивая защита, много побед, всеобщее уважение и всеобщая же неприязнь за грязь, симуляции и настойчивые попытки все это безобразие оправдать.

Плюс Пола – он, конечно же, выше уровнем, всего добился в качестве первой звезды, должен был стать MVP в 2008-м.

Плюс Стоктона – на него всегда можно было положиться. Руки, колени и прочие части тела могли трястись у лидера «Юты», а у него не было проблем с тем, чтобы доставить мяч куда надо в ключевой момент, совершить важный бросок и забить.

10. Гэри Пэйтон

Титул, проигранный финал, мифический вызов Джордану. Но короткий пик и репутация говнаря, разрушающего все вокруг, которая Криса Пола благополучно обошла стороной.

….

Нужно помнить, что Стоктону поперло после 35. Чтобы чего-то добиться в НБА 90-х, нужно было играть долго.

Крису Полу – 33. И этот сезон – самый важный для его карьеры.

Вернее, получается, что даже не сезон. Все упирается в одну серию.

Есть слабо подтвержденное мнение, что Пол уже не тот.

Это видно, например, потому, что он не выкладывался в защите по ходу сезона.

Нападение «Хьюстона» – одно из лучших в истории. Но это нападение нарочито примитивное. Оно работает за счет двух квотербеков, оно ориентировано на трехочковые, оно строится на изоляциях и высоких пик-н-роллах. Оно не предусматривает серьезных изменений – именно поэтому в плей-офф Майк Д’Антони садится в лужу не реже, чем его подопечные. Оно требует высочайшего уровня от обоих лидеров на стабильной основе – а это нечеловеческое требование может потянуть лишь один не совсем человек в НБА.

Есть уверенность, что суперпятерка «Голден Стэйт» разберет это нападение до самого основания и вынудит в максимальной степени полагаться исключительно на талант Хардена и Пола.

Мы точно знаем, что Харден в какой-то момент пропадет. Даже этот безоблачный плей-офф для него получается каким-то сомнительным.

И вот то, что Пол вроде бы сдает, дает основание считать, что он не сможет оказывать такое влияние на серию, как это было с «Ютой». Потому что его будут жестче грузить в защите, потому что впереди ему придется играть против элитных персональщиков, потому что где-то рядом будет караулить Дрэймонд Грин с дубиной.

 «Хьюстон» сможет пройти дальше, только если Крис Пол сохранит свое влияние.

Только если вот это другое, непредсказуемое измерение в игре «Рокетс» сохранится.

Только если он докажет, что является самым неудобным соперником для Стефа Карри. Хотя бы для явно разобранного Стефа Карри.

Только если он сможет придержать свою критическую натуру и не нарушит существующий баланс токсичными нападками на партнеров.

На прощание ядовитый Док Риверс сказал очень важную вещь.

«Мне всегда казалось, что Крис до**ывался до парней агрессивнее всего тогда, когда он сам был виноват. Когда ты накосячил, ты должен принимать ответственность за свои поступки. Я не думаю, что он так делал».

Это может быть естественная досада со стороны тренера, но Крис Пол в минуты кризиса – это то, за чем требуется внимательно наблюдать. А уж минуты кризисы «Уорриорс» устроят «Хьюстону» обязательно.

Для «Рокетс» Крис Пол – это засадный полк, это гарантия того, что серия со «Сперс» не повторится, что включится второе дыхание, что у нападения будет необходимое разнообразие, которое поможет примириться даже с присутствием Д’Антони на скамейке. И да, это фактор неуравновешенной девочки с ножницами.

Для самого Криса Пола эта серия – пропуск на уровень выше. И возможность разом реабилитироваться за ошибки, неумение брать на себя ответственность, говнистое поведение в неуместных ситуациях.

Важнее всего то, что это, видимо, последняя возможность. Если он не сможет сейчас, то сложно представить, что когда-нибудь сможет вообще.

Для привычных маленьких, но трагических оплошностей уже не остается места.

Фото: REUTERS/Thomas B. Shea-USA TODAY Sports; Troy Taormina-USA TODAY Sports